В этом смысле интуитивная физика свойственна любым организмам, даже растениям. Понятно, что степень сложности и глубины этой интуитивной физики у разных живых организмах разная.
Рассмотрение проблем интуитивной физики может идти в следующих направлениях:
1. Воспитание правильной полной интуитивной физики у людей, чтобы обеспечить эффективную и безопасную жизнь людей.
2. Моделирование интуитивной физики для переноса в кибернетические устройства.
3. Изучение зарождения интуитивной физики у простейших животных. Как интуитивная физика усложняется и видоизменяется при переходе рассмотрения от одних групп животных к другим.
Вопросы: Не являются ли все наши научные знания в Физике под большим давлением интуитивной физики человека?
Если бы предками человека не были бы лазающие по деревьям и боящиеся упасть хвостатое предки, то, может быть, в учебниках физики рассмотрение свободно-падающих тел не шло бы в первых главах. Например, как вы думаете, что изучали бы дельфины в первых главах своего учебника физики? И сейчас проблемы приспособления интуитивных понятий в науке вносит разногласия. Что, например, такое вес. В Каких то учебниках - это сила гравитационного притяжения, в каких-то это сила с которой тело воздействует на опору или подвес. Там где вес - это сила притяжения, силу взаимодействия с опорой или подвесом называют кажущимся весом. Интересно, не правда ли?
Не являются ли все законы Физики попытками разобраться с интуитивной физикой и приспособить интуитивную физику для объяснения научных знаний?
Интуитивная физика:
Ученого, занимающегося теоретической физикой.
Грамотного современного человека.
Оператора сложного механического устройства (экскаватора, самолета, вертолета, манипулятора)
Спортсмена
Ребёнка
Животных
Запретить создавать те или иные виртуальные реальности, где нарушаются законы интуитивной физики
Взаимоотношения законов Физики, как науки и интуитивной физики.
Влияние Физики-науки на интуитивную физику.
Развитие интуитивной физики с детского возраста так, чтобы приготовить к инженерной и научной деятельности.
Как отличается восприятие и описание науки физики у людей разных культур. Есть ли интересные различия.
Какими бы законами описывалась физика, созданная дельфинами. Какие законы у них были бы главные, какие второстепенные. Как в их учебниках следовали бы главы.
Как относиться к новым теориям в физике, противоречащим интуитивной модели мира, и в первую очередь, трёхмерной размерности мира.
Примеры развития на уроках общей физики интуитивных понятий.
Интуитивные понятия, это, в первую очередь, понятия не связанные с вычислениями, выходящими за пределы интуиции. Понятия больше, меньше - это интуитивные понятия. Сложение и умножение от нуля, одного до двух (у автора) - это интуитивные действия, у других людей этот объем чисел может быть гораздо выше. С другой стороны, я видел студентов, производящих умножение на ноль с помощью калькулятора. Закон гравитации на интуитивном уровне. Первый уровень. Тела притягиваются. Притяжение тел зависит от массы тел и от расстояния между телами. Чем больше масса тел, тем сильнее притяжение. Чем больше расстояние между телами, тем меньше притяжение. Второй уровень. Зависит уже от того, какие термины математики перешли на интуитивный уровень. Для кого-то фраза "сила притяжения обратно пропорциональна квадрату расстояния между телами" близка к интуитивному восприятию, а для кого-то совсем непонятна. Может быть интуиция больше развивается на многочисленных примерах из одного и того же типового ряда. Например: Если расстояние увеличить в два раза то притяжение уменьшиться в четыре раза. Если расстояние увеличить в три раза, то притяжение уменьшится в девять раз. Если расстояние увеличить в четыре раза, что произойдет с притяжением? Но с другой стороны как понятие о гравитационном притяжении может помочь современному человеку более эффективно существовать в современном мире? Возможно космонавтам - да. Может закон интуитивной физики - всё падает вниз, если на закреплено и не летает, более полезен? Понятие о массе (инерции) в этом смысле более понятно, более понятна польза инерции для участников движения, водителей и пешеходов, которые уже знают, что нельзя резко затормозить автомобиль.
Свои интуитивные представления об мире человек переносит и на физические законы. Когда то в физических законах допускалось употребление таких фраз, которые описывают поведение человека и животных: стремится, не любит, Т.е. в каком то смысле физический мир наделялся свойствами живых, например, желанием, а значит и душой или душами. Пожалуй от этого остались силы в классической механике. Они помогали осмыслить, что происходит с движением мертвых тел, не очень отвлекаясь от обычных представлений. Уже квантовой физике, да и в современной механике понятие силы теряет свои позиции, как главного элемента описания и понимания того, что происходит.
Ссылки
- Интуиция. Дэвид Майерс; David G. Myers; http://www.telenir.net/psihologija/intuicija/index.php
"Кроме того, у младенцев существует интуитивное понимание простых законов физики. Точно так же как взрослые недоверчиво смотрят на трюки фокусника, младенцы задерживают взгляд на мяче, повисшем в воздухе; на машине, которая проезжает сквозь твердый, на первый взгляд, объект; или на предмете, который вдруг исчезает. Младенцы способны даже считать. Исследовательница Карен Уинн показывала пятимесячным младенцам один или два предмета. Затем она прятала эти предметы за ширмой, время от времени убирая или добавляя один предмет через дверцу в этой ширме. Когда она поднимала ширму, младенцы нередко демонстрировали замешательство, и когда им показывали неправильное количество предметов, они смотрели на них дольше. Как и врожденный страх высоты у животных, это — интуитивное знание, не опосредованное словами и рациональным анализом."
- УЧЕНЫЕ УСТАНОВИЛИ, ЧТО ДЕТИ РОЖДАЮТСЯ С «ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫМ ЗНАНИЕМ ФИЗИКИ» http://technosci.ru/news/2012-01-27-3684
- http://psychology.missouri.edu/vanmarlek Kristy vanMarle
- How does one develop an "intuition" about physics? https://www.quora.com/How-does-one-develop-an-intuition-about-physics
No comments:
Post a Comment